С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от  28 декабря 2013 г. № 426- ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – закон № 426-ФЗ), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – закон № 421-ФЗ).

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест работодатели обязаны проводить новую процедуру - специальную оценку условий труда. Для этого им необходимо заключить договор с соответствующей организацией, которая должна отвечать определенным требованиям.

Согласно закону спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения будет устанавливаться соответствующий класс (подкласс) условий труда. Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

Спецоценке подлежат все рабочие места. Однако в отношении условий труда надомных и дистанционных работников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются предпринимателями, она проводиться не должна. Ранее работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, на которых сотрудники заняты исключительно работой на персональном компьютере и (или) эксплуатируют оргтехнику.

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то по общему правилу ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период спецоценку проводить необязательно.

Порядок проведения спецоценки во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Вместе с тем добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или), опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда работодатели могут подавать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения. Она будет действительна пять лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за указанный период на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний. Если же эти события произойдут, действие декларации прекратится, а в отношении таких рабочих мест должна быть проведена внеплановая спецоценка.

В рамках специальной оценки условий труда анализ травмоопасности рабочего места проводиться не будет, поскольку невыполнение работодателем обязанности по обучению своих сотрудников не должно влиять на предоставление этим сотрудникам сокращенного рабочего дня или дополнительного отпуска, а уж тем более досрочной льготной пенсии.

Так же как и при проведении аттестации рабочих мест, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

Результаты специальной оценки условий труда  учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в целях предоставления компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Ранее спецоценка труда упоминалась только в законодательстве о страховых взносах. В таких случаях законодатель связывает с результатами спецоценки возможность освобождения страхователей от уплаты взносов по дополнительным тарифам. Теперь это стало возможным.

Закон № 421-ФЗ  вносит изменения в 13 федеральных законов, в том числе в Трудовой и Уголовный кодексы, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), в законодательство об охране труда и пенсионное законодательство.

В частности, статья 21 Федерального закона № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнена новой частью следующего содержания:

"При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда".

Основные изменения в Трудовом кодексе Российской Федерации

(далее – ТК) (внесены статьей 12 закона № 421-ФЗ).

1. Введен прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем (ст. 15 ТК). Изменен порядок признания отношений трудовыми: теперь факты трудовых отношений могут выявлять не только суды, но и трудовые инспекторы.

2. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не для всех работников, условия труда, на рабочих местах которых отнесены к вредным, а лишь для работников, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда (ст. 92 ТК). Продолжительность рабочего времени таких работников может быть увеличена (не более чем до 40 часов в неделю с выплатой денежной компенсации) на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника (ст.92 ТК).

3. Несмотря на то, что для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором, а также при наличии письменного согласия работника может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) - при 36-часовой рабочей неделе - с 8 до 12 часов; при 30-часовой и менее - с 6 до 8 часов - при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени (ст. 94 ТК).

4. Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда допускается введение суммированного учета рабочего времени. Продолжительность рабочего времени за учетный период (учетный период - 3 месяца) не  должна превышать  нормального числа рабочих часов (ст. 104 ТК).

5. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется не всем работникам, условия труда, на рабочих местах которых отнесены к вредным, а лишь работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда (ст. 117 ТК). Часть дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника может быть заменена денежной компенсацией (ст. 117 ТК).

6. Взамен обязанности работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда введена обязанность проводить специальную оценку условий труда (ст. 212 ТК).

7. Неуполномоченным сотрудникам организации запрещено допускать к фактической работе новых работников. Предусмотрены меры ответственности за такое нарушение и раскрыты последствия для работодателя (ст. 67.1 ТК).

8. Исключен запрет переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда (ст. 215 ТК).

9. Установлены особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда (ст. 351.3 ТК).

10. Исключена обязанность работодателя проводить сертификацию организации работ по охране труда (ст. 212 ТК).

Изменения в пенсионном законодательстве

Теперь Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе  периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в случае установления по результатам спецоценки  вредных условий труда. Ранее не было ссылки на условия труда и их оценку.

Соответствующие изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"   устанавливают  страхователям по обязательному пенсионному страхованию (лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица) дополнительные тарифы страхового взноса по результатам специальной оценки условий труда, в зависимости от класса условий труда.

Класс условий труда

Подкласс

условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0 процентов - солидарная часть тарифа страховых взносов

Вредный

3.4

7,0 процентов - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.3

6,0 процентов - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.2

4,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

3.1

2,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Допустимый

2

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов

Оптимальный

1

0,0 процента - солидарная часть тарифа страховых взносов.

Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Изменениями в Федеральном  законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что досрочная трудовая пенсия назначается за вредные и (или) опасные условия труда, установленные по результатам специальной оценки условий труда. Ранее досрочная трудовая пенсия назначалась в соответствии с наименованием профессии, должности, производства или вида работ без учета оценки условий труда, проведенной, в том числе, по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Право на досрочную трудовую пенсию сохраняется за работниками, занятыми  на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, при условии уплаты работодателями страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам.

Изменения в Уголовном кодексе

Принята новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса РФ. В результате ужесточена уголовная ответственность за нарушения трудового законодательства.

За нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности  причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом до 400 тысяч рублей (ранее штраф составлял 200 тыс. руб.).

Возможно наказание в виде  лишения свободы до одного года.

Деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного  человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок. Если погибли 2 и более  лиц, то сроки наказаний увеличиваются до 5 лет.

Примечание. Под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации".

Изменения в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП)

(вступают в силу с 1 января 2015 года)

Принята новая редакция статьи 5.27 КоАП РФ, которая регулирует меры ответственности за нарушения трудового законодательства - различная ответственность за разные виды административных правонарушений. Добавлена новая статья 5.27.1, предусматривающая отдельные меры административной ответственности за нарушения в сфере охраны труда.

Вводится ответственность за незаключение, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора в виде штрафа

- на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;

-на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Повторное деяние влечет наложение административного штрафа:

– на граждан - в размере 5 тысяч рублей;

– на должностных лиц - дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;

– на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

Новой статьей 5.27.1. установлены следующие виды административной ответственности:

– за нарушение государственных нормативных требований охраны труда - предупреждение или наложение административного штрафа

–на должностных лиц в размере до 5 тысяч рублей;

–на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;

–на юридических лиц - от 50тысяч до 80 тысяч рублей.

- за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение - предупреждение или  штраф

– на должностных лиц в размере от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;

– на юридических лиц - от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

- за допуск работника к работе без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – штраф:

- на должностных лиц в размере от 15 тысяч до 25 тысяч рублей;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 15 тысяч до 25 тысяч рублей;

-  на юридических лиц - от 110 тысяч до 130 тысяч рублей.

- за  необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - штраф

на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей;

на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 тысяч до 30 тысяч рублей;

на юридических лиц - от 130 тысяч до 150 тысяч рублей.

Повторное аналогичное деяние влечет наложение административного штрафа:

- на должностных лиц в размере от 30 до 40 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вводится ответственность за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда в виде штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Повторное деяние влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно поправкам в КоАП, за каждое правонарушение работодателю будет выписан отдельный штраф. К примеру, если сотрудники не прошли обучение и проверку знаний по охране труда - до 130 тысяч рублей. Не проведена вовремя специальная оценка условий труда - еще 80 тысяч, работники не обеспечены средствами индивидуальной защиты - еще 150. Итого уже получится 350 тысяч рублей. А сейчас штраф назначается по совокупности нарушений и составляет не более 50 тысяч рублей. Причем такой размер штрафа назначался независимо от масштаба компании.