С 1 мая 2016 года в Закон N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" были внесены изменения, которые касаются действий как работодателей, так и экспертных организаций, осуществляющих оценку. Часть изменений законодательства направлена на упрощение оценочных процедур и снижение административной и финансовой нагрузки на работодателей.
Первое изменение, с которого следует начать изучение закона, касается подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Ранее такую декларацию можно было подать только в отношении рабочих мест, на которых вредные факторы не были выявлены на стадии идентификации, т.е. до проведения инструментальных замеров. Теперь возможностей для подачи декларации стало больше.
Согласно новой редакции ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ работодатели теперь вправе подавать декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в отношении тех мест, условия труда на которых по результатам исследований были признаны оптимальными или допустимыми. Причем данная норма имеет обратную силу: действие новой редакции ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. На практике это означает следующее: в случаях, когда организация располагает рабочими местами, условия труда на которых по состоянию на 1 мая 2016 года были признаны оптимальными или допустимыми (т.е. спецоценка была проведена до 1 мая 2016 года), работодателю необходимо подать в гострудинспекцию уточненную декларацию, включив в нее указанные рабочие места. При подаче декларации следует руководствоваться приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.
В силу ч. 4 ст. 11 Закона N 426-ФЗ декларация соответствия действует в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда. Если за это время у занимающего задекларированное рабочее место сотрудника не возникнет профзаболеваний и с ним не произойдет несчастных случаев на производстве, срок действия декларации продлится еще на пять лет. Повторную спецоценку на задекларированных местах проводить не потребуется.
Таким образом, рабочих мест, соответствующих требованиям охраны труда и подлежащих декларированию, станет больше, а это, в свою очередь, уменьшит число мест, подлежащих повторной спецоценке с использованием измерений, а значит удешевит и затраты на спецоценку.
Однако задекларировать можно далеко не все рабочие места, имеющие оптимальные или допустимые условия труда. Исключения определены в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ. В первую очередь это "списочные" места, с учетом работы на которых гражданам назначается досрочная пенсия, то есть ряду предприятий, организаций и учреждений все равно придется подвергать рабочие места основного состава сотрудников стандартным процедурам спецоценки, включающим проведение исследований и измерений.
Еще один блок поправок касается причин и условий проведения внеплановой спецоценки. В частности, новая редакция ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ расширяет перечень оснований для прекращения действия декларации соответствия и проведения внеплановой спецоценки. Раньше к данным основаниям относились профзаболевания, возникшие у работников вследствие воздействия вредных факторов, и несчастные случаи на производстве, а теперь сюда добавились нарушения требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, выявленные в ходе проверок гострудинспекцией.
В то же время работодатели получили некоторые послабления. Одно из них - увеличение периода проведения внеплановых мероприятий. Если раньше для всех случаев внеплановой спецоценки действовал единый срок - шесть месяцев со дня возникновения прецедента, сейчас сроки дифференцированы и могут составить до 12 месяцев (ч. 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ).